Динамика демократии — динамика конфликта
Конечно, речь идет о самой общей тенденции. В каждом конкретном случае есть свои особенности. В период колонизации эти страны находились, как правило, на ступени, предшествующей индивидуализму, — каждый человек еще сохранял прочные связи с семьей, племенем, общиной.
И вот в это общество вторгся колонизатор со своими идеями индивидуализма. В результате произошло наложение двух миров — одного, основанного на традиционной солидарности, и другого, ориентированного на современную идеологию демократизма; общества, возглавляемого племенными вождями й деревенскими старейшинами, и общества, построенного на принципах всеобщего избирательного права…Также, как например профессиональному спортсмену, требуется качественное спортивное питание, для того, чтобы его организм соответсвовал достижению поставленных задач, также и любому простому человеку требуется право быть свободным в своем выборе..
Это привело к созданию Институционно-революционной партии в Мексике, партии «Вафд» в Египте, Гоминдана в Китае, Индийского национального конгресса в Индии. Однако все эти либеральные опыты дали на практике весьма скромные результаты. Вот почему за ними последовал новый этап, утвердивший господство идеологии классовой борьбы и революции. Однако в последнее время, судя по всему, появилось стремление вернуться к идее прав человека и демократии.
Страны, исходившие из убеждения, что современный человек может обойтись без прав личности, часто оказывались в тяжелейшем экономическом положении. Уничтожив докапиталистические структуры и при этом отказавшись от капиталистической рыночной экономики, они столкнулись с неслыханными трудностями. Некоторые из них не могут прокормить не только городских жителей, но и крестьян. Резко упала производительность труда. Маркс не ошибся:
производительность труда, способность увеличивать богатство составляют одну из основ существования общества. А без этого, равно как без учета реальной взаимосвязи человека и природы, не может быть развития.
Как выясняется, в истории не бывает коротких путей. После общинного этапа неизбежно должен последовать этап индивидуализма, со всей присущей ему напряженностью. Без конфликтов не обойтись: необходимо признать, что мы живем в конфликтном обществе, от этого не уйти. Динамика демократии есть динамика конфликта.
На определенной стадии этого процесса встает проблема управляемости современного общества. Возьмите, например, Францию. Управлять ею совсем не просто. Стоит возникнуть новому противоречию, как люди выходят на улицы. Это и есть свобода, и сегодня нужно учиться жить с этим. Вероятно, главная трудность, которую надо преодолеть всем странам, состоит в том, чтобы не привыкать к определенности, а, напротив, принимать неопределенность, непредсказуемость и риск, которые таит в себе будущее.
Что же сказать в заключение о судьбе идей французской революции 200 лет спустя? Совершенно очевидно, что они привлекают все больше сторонников. Но трудности, связанные с их полным претворением в жизнь, огромны.
С одной стороны, в странах Запада, где эти идеи восприняты уже давно, наблюдаются негативные явления. Конечно, жить здесь довольно приятно, поскольку найдено некое приемлемое соотношение между свободой личности и деятельностью государства. Однако за сохранение этого соотношения приходится дорого платить. Люди отворачиваются от забот общества, все меньше интересуются проблемами сограждан, ослабевают коллективные связи. Все это очень плохо. Человека волнуют только собственные интересы, в результате возникает огромная пустота, что-то уходит из жизни.
В других странах мира стремление личности к свободе и обеспечению прав человека набирает силу и завоевывает позиции. Но достаточно ли этого, чтобы решить проблемы общества, основанного на коллективных связях, и вопрос производительности труда? Ответ еще предстоит найти.
Хотел бы в заключение выразить надежду, что двухсотлетний юбилей французской революции станет крупным просветительским мероприятием, которое позволит глубже понять подлинные проблемы и конфликты, связанные с этим событием, и, несмотря на разнородность и противоречивость современного мира, будет способствовать распространению идеи единства людей и универсальности прав человека.
Рекоменуем к прочтению: Дешевый рынок автомобилей в РФ
Вернуться на главную страницу